Немаловажным фактором роста цен на потребительском рынке, особенно на рынке продовольствия, является диспаритет цен между Беларусью и Российской Федерацией, усилившийся в летние месяцы вследствие девальвации национальной валюты и неадекватного роста цен на продукты питания. Соотношение цен по некоторым продовольственным товарам мясомолочной группы в Беларуси относительно Российской Федерации в августе по сравнению с январем снизилось более чем в два раза (с учетом теневого курса).
С одной стороны государственные регулирующие органы заморозили цены в связи с введением моратория, с другой - с 1 июля 2011 г. Беларусь вошла в единое таможенное пространство, т. е., по сути, не могла препятствовать любому экспорту (организованному/неорганизованному) товаров. Отечественные товары дешевели относительно российских аналогов, что в условиях прозрачности границ стимулировало их вывоз за пределы страны, приводило к временному дефициту некоторых продуктов питания.
Ситуация начала меняться в сентябре-ноябре, когда резкий рост цен на продовольственные товары (142,2%) превзошел темпы девальвации (сначала на теневом рынке, а затем на доп. сессии БВФБ).
В итоге по некоторым товарам соотношение цен приблизилось к их январскому уровню. Вместе с тем по молочной продукции ценовые соотношения значительно ниже тех, которые были в начале года. Несмотря на рост внутренних цен, их уровень в Беларуси относительно ЦФО Российской Федерации в ноябре составил на молоко 35,4%, творог, сметану - 36,6-38,6%, сыры и сливочное масло - 54-56%. Очевидно, что в сложившейся ситуации отток отечественных товаров (особенно молочной группы) будет продолжаться. Тем более что в целях регулирования розничных цен Министерством экономики (Постановление МЭ Республики Беларусь от 14 декабря 2011 г. №200) в декабре были введены предельные максимальные надбавки к оптовым ценам по ряду продовольственных товаров.
Следует признать, что производителю выгодна реализация продукции на внешнем рынке, поскольку цены внутреннего рынка не соответствуют ни понесенным производителем затратам, ни сравнительному уровню прибыли относительно реализации за пределы страны. В данном случае рыночные механизмы установления цены должны быть скорректированы государственными регуляторами в виде товарных интервенций. Механизм данного вида интервенций предусмотрен в случаях дефицита отдельных видов товаров, а также роста свободных цен, способного повлечь ухудшение жизненного уровня населения (ст. 23 Закона о торговле Республики Беларусь). Кроме этого, для насыщения внутреннего рынка товарами по ценам, соответствующим доходам большинства населения страны, необходимо принять ряд контрольных и, возможно, временных запретительных мер на вывоз товаров молочной группы гражданами в сопредельные страны.
В противном случае в 2012 г. сохраняется угроза неорганизованного экспорта продовольственных товаров гражданами, что может привести к дефициту по некоторым товарным группам, в частности по молочной группе товаров.
Выбранный в качестве прогнозного помесячного тренда индекс потребительских цен должен контролироваться как Национальным банком, так и Министерством экономики и Министерством финансов, Национальным статистическим комитетом. Для этого следует проводить постоянный оперативный ценовой мониторинг с выявлением проблемных товаров и услуг (наиболее высокие темпы прироста цен и существенная доля расходов населения). Необходимо снизить риски инфляционных всплесков через импортную составляющую путем контроля закупки продукции импортерами и цен реализации в розничной сети. В некоторых случаях полезной будет замена традиционных производителей отдельных импортных товаров, поставляющих свою продукцию по высоким ценам, на производителей с более низким ценовым диапазоном. Важным является продвижение таких товаров на внутреннем рынке современными методами торговли и рекламы.
Учитывая инерционность инфляционных процессов, а также временной лаг реакции на принимаемые антиинфляционные меры, первые положительные эффекты могут проявиться начиная со II квартала 2012 г. В III квартале необходимо добиться устойчивого ежемесячного снижения цен потребительского рынка, а в IV - стабилизации ежемесячных темпов прироста цен на уровне прогнозного показателя.
Анализ ценовой динамики на потребительском рынке в 2006-2010 гг. показал, что темпы роста цен, за исключением 2006 г., были значительно выше предусмотренных Программой социально-экономического развития на 2006-2010 гг. Но темпы роста доходов населения значительно превосходили рост потребительских цен, что создавало диспропорции и предпосылки к реализации накопившегося инфляционного потенциала.
Национальная экономика в 2011 г. находилась под воздействием инфляционного шока, несоизмеримого по масштабам с ростом цен за последние десять лет. Ценовая ситуация резко обострилась во II квартале, и на протяжении последующих месяцев (за исключением июля и декабря) инфляционное давление не ослабевало.
Качество и уровень жизни. Социальная политика государства
Актуальность
выбранной темы обуславливается необходимостью проанализировать текущее
положение сферы социальной защиты, а также её уровень развития и адекватность
чаяниям россиян. Как известно, на уровне государства решаются судьбы миллионов
пенсионеров, инвалидов и всех других групп населения, чьи доходы зависят ...
Использование основных производственных фондов и оборотных средств
Переход экономики к рыночным отношениям предполагает улучшение
использования различных элементов производственно-экономического потенциала
страны, важным для отечественных предприятий является нормальное
функционирование процесса и обеспечение определенными средствами предприятия.
Актуальность данной проблемы с ...