Проблемы и перспективы развития интеллектуальной ренты в современной России*

В целях удовлетворения сформулированной потребности разработаны три ключевых документа, в каждом из которых находит отражение вопрос стимулирования развития интеллектуальной собственности в России: Стратегия Российской Федерации в области развития науки и инноваций, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, и основополагающий документ по вопросу становления и эффективного функционирования системы интеллектуальной собственности - Стратегия развития интеллектуальной собственности России. В Национальной стратегии ИС России в том виде, в котором она существует сейчас, есть пробелы, которые необходимо восполнить в целях максимально эффективного использования инновационного потенциала для инновационного развития. Модель действия национальной стратегии ИС РФ, разработанная на основе существующих государственных программ и опыта зарубежных стран в данной области показана на рисунке (См. рис. 5).

Рис. 5. Модель действия Национальной стратегии интеллектуальной собственности России

На данный момент в России отсутствует специализированная государственная структура, отвечающая за реализацию предлагаемых мер по развитию системы интеллектуальной собственности. Акцент в предлагаемых программах делается на укрепление роли государства в области развития технологий, защиту его прав. Однако, по мнению Гуровой М.В., необходимы также программы развития малых и средних инновационных фирм, которые являются основой экономики инноваций.

Луценко Е.В., Ермоленко В.В., Ермоленко Д.В выделили следующие опасные тенденции, присущие России: освоение новой техники приобретает явно имитационный характер - об этом говорит структура затрат на технологические инновации в промышленности, в которой доминируют маркетинговые исследования и производственное проектирование (50%), в то время как затраты на НИОКР составляют лишь 10% (в развитых странах мира соотношение обратное); в корпорациях редкостью стали конструкторские бюро, исследовательские лаборатории, лаборатории научной организации труда и другие подразделения; корпоративными структурами в России выполняется всего лишь 6% НИОКР; стремительно падают показатели воспроизводства человеческого потенциала (падение составляет с 45%-го превышения до 25%-го отставания от среднемирового уровня); расходы на НИОКР на душу населения в странах ОЭСР составляет около 700 долл., а в России не превышают 140 долл. по паритету покупательной способности; по величине затрат на одного исследователя Россия в 3 раза отстает от среднемирового показателя, отстает от лидера продаж патентов - Японии, почти в 15 раз. По данным В. Макарова, инвестиции в сектор знаний в среднем для всех стран ОЭСР составляли к началу 21 века около 4,7% ВВП, по сравнению с 1,6% ВВП в России. По вкладу наукоемких отраслей в ВВП российская экономика более чем вдвое отстает от среднего уровня ОЭСР.

Важно, что в отношении интеллектуальной ренты в российской экономике все еще много проблем именно законодательного закрепления и использования различных форм интеллектуальной собственности. В развитых странах мира уже сейчас главным фактором роста богатства страны является умелое использование интеллектуальной ренты в мировом обмене и получение на этой основе добавочного продукта. В США извлечение всех прочих видов монопольных рент жестко ограничено антимонопольным законодательством. Есть исследования, определяющие такую ренту по доле интеллектуальной составляющей в цене продукции, принимая ее за 28-32 %.

Для переложения теоретических разработок в области интеллектуальной ренты на язык практики потребуется провести комплексную работу по изменению всего отечественного механизма хозяйствования применительно к инновационной форме организации экономики, в частности в следующих направлениях:

· в части разработки, внедрения и использования объектов интеллектуальной собственности и введения института ответственности за неправомерные действия по отношению к правообладателям;

· по переводу экономических понятий, касающихся инноваций, инвестиций, интеллектуальной ренты и др. в отрасль гражданского законодательства;

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Немного больше об экономике сегодня

Кризис в России 1998 года, его причины и последствия
Явление как кризис, одно из самых губительных для экономики государства, способное вывести из строя весь государственный аппарат, поэтому всегда стоить помнить о подобном опыте прошлого, чтобы избежать его. Период после распада Советского Союза является для нашей страны одним из самых тяжелых в современной ис ...

Интеллектуальная рента как фактор развития инновационной экономики
Экономическое и общественное развитие на современном этапе характеризуется тем, что информация, знания, научные достижения, инновации выходят на первый план. Если ранее ренту рассматривали применительно к природным ресурсам, то теперь многие исследователи склоняются к выделению в экономической структуре рентных и ...

Меню сайта

Макроэкономический рост

Сущность и причины экономического роста

Макроэкономическая политика государства

Инструменты макроэкономической политики государства

Корпоративная собственность в России

Понятие корпоративной собственности как экономической категории

Концепция бизнеса мехатронной системы

Характеристика мехатронной мобильной транспортной платформы

Контрактная форма оплаты труда в здравоохранении

Сущность контрактной формы оплаты труда

Экономический обзор

Все материалы

Все права принадлежат www.econmotion.ru