Проблемы и перспективы развития интеллектуальной ренты в современной России*

Экономическое развитие России всегда сопровождалось стремлением к монопольному присвоению рентных ресурсов. В данный момент это приводит к тому, что нерентные в классическом понимании факторы (инновации, власть) преобразуются в рентные и обеспечивают возможность получения инновационной и административной ренты, т.е. ренты, получаемой госслужащими в процессе реализации их экономических интересов. Условием возникновения административной ренты является усиление роли института бюрократии, предопределенное расширением государственного вмешательства в экономической сфере. Чиновники стремятся в первую очередь реализовать собственные экономические интересы, происходит подмена общественного интереса частным. Источником такой административной ренты является монополизм чиновников в принятии решений.

Рентные доходы в России распространены. Основной вклад в прирост совокупного чистого дохода принадлежит ренте (а не труду и капиталу, как во многих странах) - доходу от использования земли, территории страны, ее природных ресурсов, средств сообщения (транспорт и современные средства связи), монопольного положения производителей и т. д.

В Российской Федерации переход к информационному обществу основанный на инновационном развитии означает, прежде всего, переход от рентной экономики, основанной на эксплуатации природных богатств, инфраструктуры, основных фондов, - к экономике развития, связанной с человеческим капиталом, инновациями, высокими технологиями и свободным предпринимательством. Инновационное развитие предполагает смещение акцентов от присвоения административной и природной ренты на присвоение ренты информационной, интеллектуальной и технологической.

Ниже дана таблица, показывающая изменение объема интеллектуальной ренты за 2005 - 2009 гг. (См. табл. 3).

Табл. 3. Объем инновационной ренты в России за 2005 - 2009 гг.

Из таблицы видно, что объем инновационной ренты в последние годы составляет свыше миллиарда рублей.

Если сравнить эти данные с исследованием И.В. Скобляковой по различным странам (См. табл. 2), то Россия занимает 6-8 место в мире после США, Японии, Германии, Франции и Великобритании. Рента имеет хорошие темпы роста (в среднем 0,6), позволяющие ожидать ее увеличение в 2009-2010 гг. и успешную реализацию национальной политики по инновациям до 2020 г.

На рынке наукоемкой продукции постоянно ведется жесткая конкурентная борьба.

За последние годы США потеряли приоритет в 8 макротехнологиях. Главными конкурентами являются Республика Корея, Малайзия, Сингапур, Гонконг и др. Россия может конкурировать на мировом рынке примерно по 10 - 15 макротехнологиям из 50.

Правильный выбор макротехнологических приоритетов позволит РФ претендовать на 3-4% мирового рынка наукоемкой продукции, что способно приносить 120-180 млрд. долларов. Это свидетельствует о том, что РФ также может получать дополнительные средства для развития науки и активизации инновационной деятельности в виде интеллектуальной ренты.

Прогнозные параметры российского рынка макротехнологий в РФ представлены в таблице. (См. табл. 4).

Табл. 4. Прогнозные параметры Российского рынка макротехнологий

В качестве наукоемких отраслей промышленности в РФ могут быть представлены отрасли оборонного комплекса, авиационная, ракетно-космическая, промышленность средств связи, атомное судостроение, научное приборостроение, производство сложного оборудования, композитных материалов и др. Эти отрасли являются потенциальным секторами образования интеллектуальной ренты.

Гурова М.В в своей работе пришла к выводу, что в процессе интернационализации интеллектуальной собственности на мировом рынке объектов интеллектуальной собственности Россия является поставщиком идей «интеллектуальных ресурсов» и импортёром технологий.

Достижение эффективности использования интеллектуального капитала осложняется из-за неверной политика последних 20 лет в отношении технологического развития России, которое отражается в сокращении числа научно-исследовательских организаций, оттоке специалистов за рубеж, недостаточном финансировании НИОКР, отсутствии поддержки отечественных изобретателей, а также неэффективном регулировании отношений интеллектуальной собственности. В настоящее время в полной мере оценена потребность экономики страны в инновациях, а также способности производить собственные технологии, а не использовать исключительно заимствованные из-за рубежа.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Немного больше об экономике сегодня

Калькуляция себестоимости продукции
Понятие калькулирование из-за его многогранности, вызывает большой интерес ученых и практиков. Отношение к калькулированию как к совокупности приемов аналитического учета затрат на производство и исчисления себестоимости продукции, с одной стороны, как к составной части производственного учета с другой, - свидете ...

Механизмы экономического управления предприятием
В разработку программного обеспечения следует вкладывать немалые усилия, так как именно правильно разработанное ПО определяет эффективность производства предприятия. Программное обеспечение также используется на всех компьютерах предприятия, так что без него процесс функционирования предприятия невозможен. Важн ...

Меню сайта

Макроэкономический рост

Сущность и причины экономического роста

Макроэкономическая политика государства

Инструменты макроэкономической политики государства

Корпоративная собственность в России

Понятие корпоративной собственности как экономической категории

Концепция бизнеса мехатронной системы

Характеристика мехатронной мобильной транспортной платформы

Контрактная форма оплаты труда в здравоохранении

Сущность контрактной формы оплаты труда

Экономический обзор

Все материалы

Все права принадлежат www.econmotion.ru