Инновационные стратегии предприятий

инновационный стратегия конкурентоспособность

Тема контрольной работы «Инновационные стратегии предприятий» по дисциплине «Управление экономикой».

К сожалению, Украина так и не заняла надлежащего места в мировом инновационном процессе, оставаясь страной, где развиты наука и техника, но при этом слишком медленно внедряются в хозяйство научные открытия и технические изобретения (как собственные, так и заимствованные).

Основной причиной торможения перехода к инновационному типу развития украинской экономики является отсутствие у отечественных предприятий четко выраженного направления личного бизнеса по инновационному пути развития, отображенного в соответствующей стратегии. Однако альтернативы такому переходу в условиях глобализации, мультивекторной интеграции и высоких уровней материало- и энергоемкости конечной продукции, а следовательно, и ее неконкурентоспособности как в восточном, так и в западном рыночном пространстве, не существует. Собственно, стратегия определяет логику бизнес-развития предприятия с целью обеспечения его долговременной конкурентоспособности и прибыльности в изменчивой рыночной среде. Она должна представлять собой инновационную бизнес-модель, которую будет избирать предприятие ко всем своим видам бизнес-деятельности для обеспечения их конкурентоспособности и прибыльности на основе инноваций во всех звеньях формирования потребительной стоимости как отдельно каждого продукта, так и совокупного бизнеса. В настоящее время Украину характеризуют декларативный тип государственного стимулирования инновационного развития, сохранение остаточного принципа государственного финансирования инновационной сферы, несовершенство структуры и низкий уровень развития институций инновационной инфраструктуры, неблагоприятная кредитная политика коммерческих банков, отсутствие государственной программы стимулирования инновационных сдвигов в промышленности, деформированная научно-техническая база отраслевой и заводской науки, сохранение диспропорций в сфере обновления материально-технической базы промышленности, высокий уровень материале- и энергоемкости конечной продукции и т. п.

Сравнивая энергоемкость ВВП Украины и других стран, констатируем, что наш ВВП по этому параметру в 3-5 раз превышает показатели развитых стран [1]. Несмотря на позитивную динамику, отечественная экономика остается одной из наиболее энергоемких, превышая мировой уровень в 2,5 раза. Среднемировая энергоемкость ВВП в 2010 г. составляла 0,19 кг эквивалента нефти на 1 дол. мирового внутреннего продукта, в Украине - 0,39 кг. Такая ситуация существенно снижает конкурентоспособность отечественного бизнеса и его продукции на мировых рынках, тормозит развитие национальной экономики, предопределяет зависимость Украины от импортируемых энергоносителей (особенно российского газа), что угрожает экономической, энергетической и в целом национальной безопасности.

В этом контексте необходимо отметить, что сегодня предприятиям для повышения прибыльности своего бизнеса (производства) кроме, собственно, инвестирования средств в больших размерах в исследования и разработки надлежит также обеспечить их эффективное использование в соответствии с наиболее удачной инновационной стратегией. Эта стратегия, например, в форме так называемой кривой профиля инновационной стратегии любого уровня, будет указывать на основные направления и уровень предлагаемых инноваций (по принципу "четырех действий") в бизнесе предприятия и формирующих его бизнес-процессах (звеньях цепочки стоимости). Они, согласно критерию их отдачи, должны определяться по уровню роста объемов производства и продажи, прибыли, доли рынка и т. п. Как показывает практика и проведенные исследования (в частности, американским ученым, профессором Массачусетского университета Г. Морби [2]), прибыльность производства, бизнеса и предприятия зависит не столько от абсолютных затрат на НИОКР, сколько от обеспечения их эффективного использования согласно избранной наиболее рациональной стратегии долгосрочного научного и технологического развития. Следовательно, идентификация и выбор адекватной инновационной стратегии для конкретного предприятия в определенной ситуации (детерминированной, с одной стороны, его социально-экономическими и инновационными целями и заданиями, конкретизирующими их, а с другой - параметрами детерминант инновационного развития) и в рамках сложной системы обеспечения его конкурентоспособности в динамичной рыночной среде являются ключевыми вопросами стратегического управления предприятием в целом и его инновационной деятельностью в частности.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Немного больше об экономике сегодня

Информационная безопасность в экономике
Информационная безопасность предприятия - это компонент системы управления в современных условиях экономики. Может быть определена как процесс разработки и принятия управленческих решений по ключевым аспектам, связанным с защитой информации предприятия. Целью исследования является анализ защиты информации в ОО ...

Максимизация дохода и минимизация издержек производства на примере ООО ТД Губернский
Одним из главных показателей развития в стране нормальных рыночных отношений является состояние рынка недвижимости в целом и его отдельных секторов в частности. Рынок недвижимости является существенной составляющей в любой национальной экономике, так как недвижимость - важнейшая часть национального богатства, на ...

Меню сайта

Макроэкономический рост

Сущность и причины экономического роста

Макроэкономическая политика государства

Инструменты макроэкономической политики государства

Корпоративная собственность в России

Понятие корпоративной собственности как экономической категории

Концепция бизнеса мехатронной системы

Характеристика мехатронной мобильной транспортной платформы

Контрактная форма оплаты труда в здравоохранении

Сущность контрактной формы оплаты труда

Экономический обзор

Все материалы

Все права принадлежат www.econmotion.ru