Инновационные стратегии предприятий

Отметим, что проблеме управления стратегическим и инновационным развитием предприятия посвятили свои работы как иностранные (например, П. Друкер [3], М. Портер [4], Й. Шумпетер [5]), так и отечественные (А. Кузьмин [6], Н. Краснокутская [7], В. Чубай [8] и другие) ученые. Однако широкий спектр вопросов, касающихся содержания и путей совершенствования управления инновационной деятельностью предприятий в стратегическом контексте их функционирования и развития, еще недостаточно исследован и изучен. В частности, речь идет о статусе (роли и месте) стратегии инноваций предприятия в структуре его стратегического набора (портфеля системы обеспечения конкурентоспособности); ее логике, содержании, формировании, представлении (визуализации, изображении) и реализации; формировании сбалансированных портфелей инновационных стратегий и эффективной системы управления инновационным развитием предприятия на их основе; и т. п.

Работа является кратким резюме результатов проведенного нами исследования места, роли и содержания инновационной стратегии как базового логичного инструментария современного менеджмента предпринимательских организаций, которого, к сожалению, сегодня пока не хватает отечественным предприятиям.

Инновационные стратегии предприятий

Современная мировая экономика все больше приобретает черты инновационной экономики, связанной с разработкой, внедрением и использованием нововведений (инноваций), а также с перестройкой организационно-экономического механизма хозяйствования.

В этих условиях основным противоречием в сфере инновационного развития экономики нашей страны на всех ее уровнях является то, что у нас, с одной стороны, достаточно высокий инновационный потенциал, а с другой - такие механизмы ведения хозяйства и структура экономики (и на уровне предприятий), которые этот потенциал просто не воспринимают и не реализуют. Следовательно, инновационная проблема в Украине - это не только традиционная проблема денег и институций, но и проблема эффективного менеджмента (в первую очередь стратегического) на уровне предприятия, который должен задавать вектор и определять общую программу действий для инвестиций в инновации на предприятии во всех звеньях формирования потребительной стоимости продуктов каждого вида бизнеса предприятия.

Результатами реализации инновационных стратегий на предприятиях должны стать их высокие научно-технические достижения, рост эффективности производства, а значит, и бизнеса, качественно лучшие ресурсосбережение и экологизация деятельности.

Подтверждением роли разработки и внедрения инновационных стратегий на предприятиях для обеспечения их конкурентоспособности и прибыльности является то, что в большинстве стран стимулируют не только НТП как таковой, но и высокий уровень инновационного восприятия, в первую очередь в промышленности, через введение стратегического менеджмента и, в частности, планирование. Исследования зарубежных экономистов убедительно свидетельствуют, что рост ВВП в основном связан не с капитальными вложениями, а с технологическими нововведениями, восприимчивостью к инновациям предприятий и экономики в целом. Этому, собственно, обязаны служить разработанные и реализованные на предприятиях инновационные стратегии, которые, по нашему мнению, и определяют логику общего (корпоративного, портфельного) и бизнес-поведения предприятия на основе инноваций. Имеется в виду, что обоснование направлений и воплощение системы инноваций на предприятии с целью обеспечения его конкурентоспособности должны осуществляться через определенный стратегический набор (портфель), в котором, в отличие от его классического варианта [9], стратегии инноваций принадлежит особая роль сверхстратегии с собственным стратегическим набором (рис. 1).

Следовательно, на наш взгляд, инновационная стратегия - это суперстратегия {сверхстратегия), определяющая содержание всех других стратегий предприятия. Она должна ориентироваться на предвидение глобальных изменений в экономической ситуации на предприятии и вокруг него, а также касаться принятия решений, направленных на укрепление рыночных позиций и стабильное развитие предприятия за счет инноваций. Согласно этой парадигме, стратегия инноваций в общем виде - логичная система ориентации предприятия на предложение инноваций (а на более глубинном уровне - на инвестиции в инновации) по разным факторам (как типичным, так и нехарактерным), являющимся предметами конкуренции в определенной сфере бизнеса. Она обозначает направления, благоприятные условия и возможности для инновационного процесса и инновационной деятельности на предприятии с целью содействия развитию и получению эффективного результата.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Немного больше об экономике сегодня

Исследование рынка российского ипотечного кредитования
В последние годы заметно растет потребность в развитии такого сегмента банковских услуг, как ипотечное кредитование, т.е. выдача кредитов, обеспеченных залогом недвижимости. Данная тема безусловно является актуальной, т.к. объемы выдачи ипотечных кредитов с каждым годом все увеличивается. И это неудивительно, ...

Калькулирование полной себестоимости кафе Лакомка
Пищевой сервис может быть определён как обеспечение продовольствием и напитками, готовыми к употреблению, далеко от дома. В отличие от магазинов, которые продают продовольствие, услуги пищевого сервиса обычно различают: - по подготовке и приготовлению или подогреву и комплектованию продовольствия для дост ...

Меню сайта

Макроэкономический рост

Сущность и причины экономического роста

Макроэкономическая политика государства

Инструменты макроэкономической политики государства

Корпоративная собственность в России

Понятие корпоративной собственности как экономической категории

Концепция бизнеса мехатронной системы

Характеристика мехатронной мобильной транспортной платформы

Контрактная форма оплаты труда в здравоохранении

Сущность контрактной формы оплаты труда

Экономический обзор

Все материалы

Все права принадлежат www.econmotion.ru