К вопросу об эффективности регулирования социально-трудовых отношений

Социально-трудовые отношения занимают основополагающее место в системе экономических отношений любого общества. Общество не может существовать без потребления материальных благ, но для этого оно должно сначала их произвести. Для производства необходимых товаров и услуг люди вступают друг с другом в определенные отношения - трудовые и социально-трудовые. Со времени возникновения института государства социально-трудовые отношения становятся сферой его повышенного внимания.

Сложная структура социально-трудовых отношений, складывающихся на уровне отдельной организации, муниципального образования, региона, а также страны в целом, обусловливает необходимость их регулирования. В настоящее время требуется системный подход к разработке методологической базы системы регулирования социально-трудовых отношений. Прежде всего, необходимо определить само понятие "регулирование социально-трудовых отношений", его содержание.

В самом общем виде регулирование определяется как автоматическое поддержание функций организованных систем различной природы (социальной, технической и т.д.), обеспечивающее сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей. Регулирование служит интересам взаимодействия составляющих ту или иную систему элементов и представляющих единое целое с общими для всех элементов задачами. Регулирование - внутреннее качество целостной системы, основными элементами которой являются субъект (регулирующий элемент) и объект (регулируемый элемент). Оно сводится, по сути, к регулирующему воздействию субъекта на объект, содержанием которого является упорядочение системы, обеспечение ее функционирования в полном соответствии с закономерностями ее существования и развития. Это целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом регулирования. По мнению ученых (П. Друкера и др.), исторические успехи нации в основном определяются не природными ресурсами и технологиями, а эффективностью их регулирования.

Этот вывод имеет прямое отношение и к регулированию социально-трудовых отношений. В экономической литературе понятие "регулирование социально-трудовых отношений" нередко отождествляется с понятием "управление трудом". Более того, до недавнего времени в литературных источниках не содержалось специальных исследований категории "регулирование социально-трудовых отношений", она подменялась категорией "управление трудом". Ранее, в советский период, отечественные учебники по экономике труда, политической экономии, экономические словари и справочники не содержали термин "регулирование социально-трудовых отношений". Этот термин отождествлялся с термином "управление трудом". Регулирование социально-трудовыми отношениями, безусловно, осуществлялось в тот период в рамках управления трудом. Регулированию социально-трудовых отношений в несколько иных терминах (управление трудом) отводилось значительное место в науке и практической деятельности предприятий.

Управление трудом в экономической литературе определялось как особый вид деятельности, направленный на достижение изменений в содержании и форме труда, соответствующих интересам общества, путем осмысленного, согласованного воздействия органов и самих работников на совокупность взаимосвязанных факторов развития труда и экономики в целом [1. С.79]. Из этого определения следует, что в процессе управления трудом особое место и значение принадлежит факторам развития труда, внешним и внутренним движущим силам развития труда, опосредующим процесс управления. Управление трудом, так же как и регулирование социально-трудовых отношений, связано с воздействием на коллективы людей и отдельных лиц для достижения определенных целей. Этот вид управленческой деятельности определяется Л.А. Еловиковым как воздействие на интересы людей, связанные с формированием, распределением и использованием способностей к труду [2. С.4]. В данном определении, по сути дела, речь идет об управлении как таковом, но не названы субъекты и объекты отношений. Более развернутое определение дано Н.И. Байбаковым: "Управление общественным трудом необходимо рассматривать как управление его отдельными элементами (трудовые ресурсы, заработная плата, нормирование труда, условия труда, социалистическое соревнование, дисциплина труда)" [3. С.4]. В этом определении названы объекты управления трудом на макроэкономическом уровне, но нет субъектов отношений.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Немного больше об экономике сегодня

Инфраструктура рынка Республики Беларусь
Процессы преобразования и стратегия вывода экономики страны из кризиса предполагает усиление мер по поддержке предпринимательства, формированию конкурентной рыночной среды, созданию развитой рыночной инфраструктуры. Необходимость соблюдения пропорциональности между становлением рыночных отношений и инфраструктур ...

Исследование ограниченности ресурсов и безграничности потребностей как основного экономического противоречия
Актуальность темы. Противоречие между безграничностью потребностей и ограниченностью ресурсов образует ту основу, вокруг которой вращается экономика. Домохозяйству, фирме, всей национальной экономике приходится постоянно делать выбор, на покупку или производство каких благ следует потратить свои ресурсы, которые ...

Меню сайта

Макроэкономический рост

Сущность и причины экономического роста

Макроэкономическая политика государства

Инструменты макроэкономической политики государства

Корпоративная собственность в России

Понятие корпоративной собственности как экономической категории

Концепция бизнеса мехатронной системы

Характеристика мехатронной мобильной транспортной платформы

Контрактная форма оплаты труда в здравоохранении

Сущность контрактной формы оплаты труда

Экономический обзор

Все материалы

Все права принадлежат www.econmotion.ru