К вопросу об эффективности регулирования социально-трудовых отношений

В экономической литературе, как уже подчеркивалось выше, происходит постоянное отождествление понятий "трудовые" и "социально-трудовые отношения", "трудовая сфера" и "социально-трудовая сфера" и, как следствие, отождествление понятий "управление трудом" и "регулирование социально-трудовых отношений".

Н.А. Волгин и Ю.Г. Одегов подчеркивают главную особенность управления трудом, состоящую в общественном характере основного производственного фактора: "Человек вовлекается в производство и управляется в процессе производства как экономический ресурс, но человек при этом остается при всех своих гражданских и человеческих качествах, не отделимых, не поддающихся оторванности от его свойств производственного ресурса" [4. С.250].

Можно согласиться с их мнением о том, что управлять приходится не просто соединением фактора труда с другими факторами, а всей совокупностью взаимосвязей людей друг с другом, возникающих в связи с трудом. Н.А. Волгин и Ю.Г. Одегов рассматривают "управление трудом" как управление социально-трудовой сферой, под которой понимают ту сферу "социально-экономических процессов и отношений, в которой доминируют отношения по поводу общественных и производственных условий труда, по поводу его осуществления, организации, оплаты, дисциплины, по поводу трудовой этики, формирования и функционирования трудовых общностей и т.п. <. > Сущность управления трудом состоит в необходимости обеспечивать нормальную, возобновляющуюся производственную деятельность больших масс людей, имеющих интересы, выходящие далеко за пределы производства. Получается, что управлять трудом в обществе - значит управлять воспроизведением нормального общественного положения трудящихся, включая сюда и положение членов их семей (трудящиеся люди живут семьями - вот еще одна особенность труда как объекта управления). Следовательно, управление трудом не сводится к управлению им лишь как фактором производства, а охватывает труд как социальный процесс" [4. С.251].

Данное определение подчеркивает, что в категории "управление трудом" есть определенная неточность: управляемый объект выходит за рамки собственно процесса труда и включает в себя необходимость обеспечения социальных условий участия людей в труде. На наш взгляд, речь в данном случае идет не об управлении трудом, а о регулировании социально-трудовых отношений. Хотя сами авторы признают расплывчатость для науки и для статистики понятия "нормальное общественное положение", тем не менее оно не конкретизировано. Нормальным общественным (социальным) положением признается наличие комплекса устойчиво воспроизводимых и ставших привычными условий существования и развития. Но у разных субъектов привычные условия существования и развития различны. Каким образом это учесть при выработке механизма управления социально-трудовыми отношениями?

Регулирование социально-трудовых отношений в современной экономической системе представляет собой сложный процесс как по содержанию (объект, субъект, механизм воздействия), так и в плане связанной с ним совокупности общественных отношений.

В конвенции 150 Международной организации труда (МОТ) (дата вступления в силу 1980 г.) вместо термина "регулирование социально-трудовых отношений" применяется термин "регулирование вопросов труда". Он означает деятельность по государственному регулированию в области национальной трудовой политики, а термин "система по регулированию вопросов труда" охватывает все государственные административные органы, несущие ответственность за регулирование вопросов труда и/или занимающиеся этими вопросами, независимо от того, являются ли они министерствами, ведомствами, государственными учреждениями или любыми другими формами децентрализованной администрации, а также любую организационную структуру, созданную для координации деятельности таких органов, обеспечения консультаций с предпринимателями, трудящимися и их организациями, включая их участие в деятельности этих органов. Каждый член МОТ, ратифицирующий настоящую Конвенцию, проводит соответствующие национальным условиям мероприятия для обеспечения в рамках системы по регулированию вопросов труда консультаций, сотрудничества и переговоров между государственными органами власти наиболее представительными организациями предпринимателей и трудящихся или, при необходимости, представителями предпринимателей и трудящихся. В той мере, насколько это совместимо с национальным законодательством и национальной практикой, такие меры проводятся на национальном, региональном и местном уровнях, а также на уровне различных секторов экономической деятельности [5.С. 117].

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Немного больше об экономике сегодня

Исследование ограниченности ресурсов и безграничности потребностей как основного экономического противоречия
Актуальность темы. Противоречие между безграничностью потребностей и ограниченностью ресурсов образует ту основу, вокруг которой вращается экономика. Домохозяйству, фирме, всей национальной экономике приходится постоянно делать выбор, на покупку или производство каких благ следует потратить свои ресурсы, которые ...

История экономических учений
Исторические условия возникновения марксизма. Структура и основные идеи «Капитала» К. Маркса ...

Меню сайта

Макроэкономический рост

Сущность и причины экономического роста

Макроэкономическая политика государства

Инструменты макроэкономической политики государства

Корпоративная собственность в России

Понятие корпоративной собственности как экономической категории

Концепция бизнеса мехатронной системы

Характеристика мехатронной мобильной транспортной платформы

Контрактная форма оплаты труда в здравоохранении

Сущность контрактной формы оплаты труда

Экономический обзор

Все материалы

Все права принадлежат www.econmotion.ru