К вопросу об эффективности регулирования социально-трудовых отношений

В экономической литературе, как уже подчеркивалось выше, происходит постоянное отождествление понятий "трудовые" и "социально-трудовые отношения", "трудовая сфера" и "социально-трудовая сфера" и, как следствие, отождествление понятий "управление трудом" и "регулирование социально-трудовых отношений".

Н.А. Волгин и Ю.Г. Одегов подчеркивают главную особенность управления трудом, состоящую в общественном характере основного производственного фактора: "Человек вовлекается в производство и управляется в процессе производства как экономический ресурс, но человек при этом остается при всех своих гражданских и человеческих качествах, не отделимых, не поддающихся оторванности от его свойств производственного ресурса" [4. С.250].

Можно согласиться с их мнением о том, что управлять приходится не просто соединением фактора труда с другими факторами, а всей совокупностью взаимосвязей людей друг с другом, возникающих в связи с трудом. Н.А. Волгин и Ю.Г. Одегов рассматривают "управление трудом" как управление социально-трудовой сферой, под которой понимают ту сферу "социально-экономических процессов и отношений, в которой доминируют отношения по поводу общественных и производственных условий труда, по поводу его осуществления, организации, оплаты, дисциплины, по поводу трудовой этики, формирования и функционирования трудовых общностей и т.п. <. > Сущность управления трудом состоит в необходимости обеспечивать нормальную, возобновляющуюся производственную деятельность больших масс людей, имеющих интересы, выходящие далеко за пределы производства. Получается, что управлять трудом в обществе - значит управлять воспроизведением нормального общественного положения трудящихся, включая сюда и положение членов их семей (трудящиеся люди живут семьями - вот еще одна особенность труда как объекта управления). Следовательно, управление трудом не сводится к управлению им лишь как фактором производства, а охватывает труд как социальный процесс" [4. С.251].

Данное определение подчеркивает, что в категории "управление трудом" есть определенная неточность: управляемый объект выходит за рамки собственно процесса труда и включает в себя необходимость обеспечения социальных условий участия людей в труде. На наш взгляд, речь в данном случае идет не об управлении трудом, а о регулировании социально-трудовых отношений. Хотя сами авторы признают расплывчатость для науки и для статистики понятия "нормальное общественное положение", тем не менее оно не конкретизировано. Нормальным общественным (социальным) положением признается наличие комплекса устойчиво воспроизводимых и ставших привычными условий существования и развития. Но у разных субъектов привычные условия существования и развития различны. Каким образом это учесть при выработке механизма управления социально-трудовыми отношениями?

Регулирование социально-трудовых отношений в современной экономической системе представляет собой сложный процесс как по содержанию (объект, субъект, механизм воздействия), так и в плане связанной с ним совокупности общественных отношений.

В конвенции 150 Международной организации труда (МОТ) (дата вступления в силу 1980 г.) вместо термина "регулирование социально-трудовых отношений" применяется термин "регулирование вопросов труда". Он означает деятельность по государственному регулированию в области национальной трудовой политики, а термин "система по регулированию вопросов труда" охватывает все государственные административные органы, несущие ответственность за регулирование вопросов труда и/или занимающиеся этими вопросами, независимо от того, являются ли они министерствами, ведомствами, государственными учреждениями или любыми другими формами децентрализованной администрации, а также любую организационную структуру, созданную для координации деятельности таких органов, обеспечения консультаций с предпринимателями, трудящимися и их организациями, включая их участие в деятельности этих органов. Каждый член МОТ, ратифицирующий настоящую Конвенцию, проводит соответствующие национальным условиям мероприятия для обеспечения в рамках системы по регулированию вопросов труда консультаций, сотрудничества и переговоров между государственными органами власти наиболее представительными организациями предпринимателей и трудящихся или, при необходимости, представителями предпринимателей и трудящихся. В той мере, насколько это совместимо с национальным законодательством и национальной практикой, такие меры проводятся на национальном, региональном и местном уровнях, а также на уровне различных секторов экономической деятельности [5.С. 117].

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Немного больше об экономике сегодня

Исследование рыночной экономики
Ежедневно в мире совершаются миллионы сделок, в частности - это сделки, касающиеся купли-продажи. В такие сделки повседневно вступает каждый человек, когда, например, покупает продукты в магазине. Я привела в пример именно продукты, ведь в первую очередь человек - это биологические существо, у которого одной из ...

Инновационная политика современной России
Цель курсовой работы исследования по теме «Инновационная политика современной России» заключается в разработке понятия «инновационная политика» для ситуации современной России. С точки зрения «политика» это не понятие, а действие. Под политикой можно понимать средство реализации стратегии, воплощение в жизнь прио ...

Меню сайта

Макроэкономический рост

Сущность и причины экономического роста

Макроэкономическая политика государства

Инструменты макроэкономической политики государства

Корпоративная собственность в России

Понятие корпоративной собственности как экономической категории

Концепция бизнеса мехатронной системы

Характеристика мехатронной мобильной транспортной платформы

Контрактная форма оплаты труда в здравоохранении

Сущность контрактной формы оплаты труда

Экономический обзор

Все материалы

Все права принадлежат www.econmotion.ru