Преимущество региональной системы регулирования социально-трудовых отношений перед централизованной системой заключается в привязке к конкретным социально-экономическим, демографическим, культурно-историческим особенностям региона, учете квалификации, навыков, традиций. Эффективное регулирование социально-трудовых отношений будет способствовать формированию условий для ускоренного развития региона, установления благоприятной среды для развития предпринимательской деятельности.
Об эффективности регулирования социально-трудовых отношений можно судить также и по уровню развития социального партнерства. При неэффективном регулировании социально-трудовых отношений все показатели или значительная их часть ухудшаются. Однако необходимо отметить, что показатели могут ухудшаться и в связи с объективными условиями развития экономики страны, например, в условиях экономического кризиса, но это не будет означать ухудшения регулирования социальнотрудовых отношений. В этом случае необходимо использовать сравнительный анализ экономического положения регионов, муниципальных образований, организаций, функционирующих в сравнительно равных экономических условиях (там, где наблюдается меньшее падение этих показателей, регулирование социально-трудовых отношений осуществляется лучше). И, наоборот, в случае экономического подъема в стране необходимо делать сравнительный анализ по этим же уровням (там, где наблюдаются более высокие темпы экономического роста, там система регулирования социально-трудовых отношений более эффективна).
Эффективное регулирование социально-трудовых отношений способствует развитию трудового потенциала региона, выявлению конкурентных преимуществ. Нами проведен сравнительный анализ эффективности регулирования социально-трудовых отношений в регионах, входящих в состав Уральского федерального округа. В связи с этим была разработана методика определения расчетного показателя эффективности регулирования социально-трудовых отношений в регионе.
За объект исследования были приняты субъекты РФ, входящие в состав Уральского федерального округа, и произведен расчет эффективности регулирования социально-трудовых отношений в 2004 г. по методике, предложенной автором. Данная методика дает возможность сравнить уровень эффективности регулирования социально-трудовых отношений в отдельных регионах. В нашем примере в рейтинге эффективности социально-трудовых отношений на основании приведенных показателей сначала идут Челябинская и Свердловская области, далее Ямало-Ненецкий и ХантыМансийский АО, Тюменская и Курганская области. Как и при любом исследовании, могут быть погрешности и допущения.
Экономическое поведение Уральского федерального округа и входящих в него субъектов Российской Федерации, а также хозяйствующих субъектов всех форм собственности сконцентрировано сегодня на повышении региональной конкурентоспособности путем использования имеющихся и выявления новых конкурентных преимуществ. Конкурентоспособность территории обусловлена, прежде всего, ее географическим положением и наличием ресурсов. Прочие региональные преимущества являются производными от конкурентоспособности государственного (в том числе регионального, муниципального) управления.
Некоторые авторы отмечает особую значимость трудового потенциала в обеспечении и повышении конкурентоспособности региона. Именно трудоспособное население является фактором эффективности функционирования предприятий, роста валового регионального продукта, определяет общий уровень социально-экономического развития региона. Наличие трудовых ресурсов, профессионально-квалификационный уровень которых отвечает современным требованиям, является необходимым условием выпуска конкурентоспособной продукции (предоставления качественных услуг). Региональная система регулирования социально-трудовых отношений способствует развитию трудового потенциала региона, уровень которого определяется такими показателями, как численность трудоспособного населения, профессиональная подготовка, опыт, социальная активность людей.
Инновационный механизм в совершенствовании производства
Современный
этап в развитии российской экономике характеризуется интеграцией в мировую
инфраструктуру. Мировые тенденции консолидации предприятий в течение последних
лет привели к созданию крупнейших транснациональных корпораций, мощности
которых сравнимы с мощностями ведущих мировых держав. Активное приобретение ...
Карл Маркс как институционалист
Хотя
институционализм как самостоятельное научное течение возник в Соединенных
Штатах Америки, истоки его лежат в теориях, которые были сформулированы
европейскими экономистами, также находящимися в оппозиции главенствующей в то
время классической школе.
Таким
научным течением была историческая школа и маркси ...