Перспективы социально-экономического развития Республики Дагестан

Основным элементом зоны опережающего экономического развития должны выступить крупные агломерации - инновационные и управленческие центры, концентрирующие в себе экономическую активность субъектов республики и выступающие источником изменений.

Главными целями агломераций являются:

экономическая привлекательность и высокое качество жизни на территории агломерации;

создание особых условий привлечения инвестиций;

полицентрическое развитие городов и агломераций;

развитие системы расселения внутри агломерации и структурирование территории.

Агломерации как инновационная для Северного Кавказа модель будет модернизировать пространственное развитие республики, создаст в ней условия для мощного экономического роста.

Одной из задач пространственного развития является формирование городской среды, благоприятной для жизнедеятельности человека в столице республики, условий для устойчивого социально-экономического развития городского округа «город Махачкала». На территории города Махачкалы предполагается развитие функциональных зон (административной, деловой, образовательной, торговой, промышленно-логистической, культурной, спортивной, туристско-рекреационной). Выгодное транспортно-географическое положение создаст дополнительные импульсы роста благодаря увеличению грузопотоков, распространению инноваций, развитию коммуникаций.

Городской округ «город Махачкала» является центром торгово-транспортно-логистического и социально-инновационного комплексов Республики Дагестан, а также включает в себя интеллектуальную и административную составляющую промышленного, агропромышленного, топливно-энергетического и туристско-рекреационного комплексов.

Стратегическая цель 4 - институциональное развитие: создание конкурентной институциональной среды, способствующей сбалансированному устойчивому развитию.

Достижение стратегической цели предусматривает реализацию следующих целей:

развитие региональной институциональной системы государственного управления.

формирование частной деловой и общественной институциональной среды.

формирование системы государственно-частных институтов развития.

Основные барьеры на пути модернизации и экономического роста в Республике Дагестан носят не финансовый, а институциональный характер.

Реформирование механизмов государственного и муниципального управления Республики Дагестан осуществляется по следующим направлениям:

оптимизация структуры исполнительной власти;

создание эффективной системы регионального стратегического управления;

повышение качества регионального законотворчества и контроля за исполнением законодательных актов.

Возрастает роль институтов развития, которые должны стать центром, обеспечивающим систематизацию программ, проектов и мероприятий, реализуемых в Республике Дагестан, оказывать содействие и прямое сопровождение реализации инвестиционных проектов.

Работа институтов развития основывается на следующих принципах:

создаваться для решения конкретных проблем развития;

создаваться на основе механизма государственно-частного партнерства;

стимулировать развитие одного из ключевых направлений экономики и (или) социальной сферы Республики Дагестан;

финансирование институтов развития со стороны государства должно быть предусмотрено в виде ежегодных фиксированных траншей, сумма которых ежегодно сокращается;

привлеченные для работы в институтах развития региональные специалисты и отраслевые эксперты не являются государственными служащими, их вознаграждение напрямую связано с результатами деятельности.

Таблица 1 Основные индикаторы социально-экономического развития Республики Дагестан

Показатель

2008 г.

2012 г.

2015 г.

2020 г.

2025 г.

Добавленная стоимость (ВРП), млрд. руб.

211,3

258,3-275,9

337,8-411,8

519,8-751,5

692,4-1059,9

Торгово-транспортно- логистический комплекс

60,6

77,5-87,2

101,3-136,4

175,0-286,8

239,8-413,3

Промышленный комплекс

3,8

6,6-7,1

16,8-26,8

46,4-89,7

54,7-108,3

Агропромышленный комплекс

34,5

42,2-44,9

54,3-64,6

68,6-93,1

84,8-125,1

Топливно-энергетический комплекс

7,8

7,8

9,3-9,5

11,9-13,2

14,6-18,3

Строительный комплекс

51,5

62,8-64,8

81,9-89,4

108,1-124,8

132,3-158,3

Социально-инновационный комплекс

38,9

47,2-48,9

56,1-63,9

82,1-107,6

122,1-174,0

Туристско-рекреационный комплекс

14,0

14,2-15,0

17,9-21,4

27,8-37,3

44,2-62,6

Среднегодовая численность занятых в экономике, относимых к экономическим комплексам, тыс. чел.

938,3

949,3-987,7

1046,4-1065,7

1112,8-1173,5

1116,3-1266,4

Торгово-транспортно- логистический комплекс

195,9

197,7-204,8

200,8-223,4

201,1-230,2

201,5-276,6

Промышленный комплекс

41,4

45,9-49,5

69,1-94,4

113,1-121,1

116,8-117,2

Агропромышленный комплекс

270,9

271,4-287,1

274,2-295,7

273,8-300,3

272,5-300,9

Топливно-энергетический комплекс

10,0

10,0

10,3-11,2

9,6-10,9

9,2-10,1

Строительный комплекс

98,8

98,5-104,2

121,5-132,2

119,1-133,3

134,9-149,3

Социально-инновационный комплекс

269,5

274,7-279,4

288,3-294,6

303,2-308,9

307,2-322,8

Туристско-рекреационный комплекс

51,8

51,1-52,6

56,2-57,8

72,3-74,5

73,8-90,5

Средняя заработная плата, тыс. руб.

7,6

9,3-9,8

11,6-15,1

17,0-25,3

21,9-34,8

Торгово-транспортно- логистический комплекс

7,7

8,6-9,7

10,4-15,4

17,3-26,4

21,8-29,0

Промышленный комплекс

6,0

8,0-8,3

7,7-16,5

15,9-28,4

17,8-35,3

Агропромышленный комплекс

2,6

4,1-4,3

5,9-6,6

8,1-10,6

10,7-16,4

Топливно-энергетический комплекс

12,7

13,4

14,8-16,1

21,8-22,7

26,9-34,6

Строительный комплекс

7,2

10,4-10,5

14,6-17,4

19,0-24,6

28,8-31,6

Социально-инновационный комплекс

8,2

9,7-9,9

11,7-13,0

17,1-22,0

26,1-35,2

Туристско-рекреационный комплекс

6,3

7,2-7,7

9,7-11,7

13,3-18,4

23,0-27,8

Налоговые отчисления в бюджеты всех уровней, млрд. руб.

16,3

17,7-19,3

32,2-41,3

56,6-84,9

81,5-129,1

Торгово-транспортно- логистический комплекс

2,2

2,9-3,4

6,0-8,5

13,7-23,1

22,1-39,7

Промышленный комплекс

0,5

0,9

2,4-3,7

7,6-15,1

9,6-19,6

Агропромышленный комплекс

2,2

3,6-4,3

7,1-10,2

9,2-14,6

10,9-18,3

Топливно-энергетический комплекс

2,4

2,4

2,8

3,5-3,8

4,1-5,1

Строительный комплекс

1,5

2,0-2,2

6,1-7,2

9,3-11,1

12,9-15,7

Социально-инновационный комплекс

4,4

5,1-5,2

6,0-6,7

8,7-10,8

12,6-17,3

Туристско-рекреационный комплекс

0,1

0,3-0,4

1,1-1,3

3,3-4,4

7,4-10,5

Прочие налоговые доходы

3,0

0,4-0,5

0,8-1,0

1,3-2,0

1,9-3,0

Инвестиции в основной капитал, млрд. руб.

86,9

70,7-127,2

59,2-108,4

61,3-97,9

52,1-83,8

Торгово-транспортно- логистический комплекс

30,2

19,6-32,1

18,5-41,2

9,4-15,7

1,8-3,5

Промышленный комплекс

2,1

6,1-11,2

4,5-8,9

2,0-3,9

0,1-0,2

Агропромышленный комплекс

6,6

8,4-12,5

6,5-11,1

5,4-9,7

6,2-11,8

Топливно-энергетический комплекс

3,0

4,0-7,5

2,4-3,5

8,4-12,8

1,6-1,7

Строительный комплекс

28,9

22,8-31,4

15,5-24,1

18,9-30,8

21,3-34,7

Социально-инновационный комплекс

10,8

6,8-11,6

7,2-12,9

11,4-16,5

14,2-22,1

Туристско-рекреационный комплекс

5,3

3,1-20,9

4,6-6,8

5,8-8,6

6,8-10,0

Индикаторы

Население, млн. чел.

2,7

2,8

2,9

3,0

3,0

Численность занятых в экономике (в т.ч. не относимых к экономическим комплексам), млн. чел.

1,1

1,1

1,2 - 1,3

1,2

1,3-1,4

Уровень безработицы

13,4%

10,8-12,0%

8,7-11,2%

7,1-11,1%

7,0-10,1%

Темп роста ВРП (среднегодовой), %

12,7%

5,2-6,9%

9,4-14,3%

9,0-12,8%

5,9-7,1%

ВРП на душу населения, тыс. руб.

77,9

92,5-98,8

118,0-143,8

175,7-254,0

230,2-352,4

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, %

10,1%

8,8-9,6%

7,6-9,2%

6,6-8,7%

5,8-8,3%

Доходы консолидированного бюджета РД на душу населения, тыс. руб.

19,4

19,7-20,1

23,2-25,8

29,0-36,7

35,2-47,8

Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Немного больше об экономике сегодня

Концепция человеческого капитала и инвестиции в человеческий капитал
Развитие информационной экономики существенно изменило место и роль человека в условиях нового типа хозяйствования. Умения и способности человека вышли на первый план в общественном производстве. Человеческий капитал на сегодняшний день представляет одну из составляющих производственных активов предприятия. Он п ...

Микроэкономический анализ дифференциации товаров как источника рыночной власти
Тема курсовой работы «Микроэкономический анализ дифференциации товаров как источника рыночной власти» по дисциплине «Основы экономики». Современное товарное пространство кардинально отличается от описанного в работах классиков политической экономии и представителей ранней неоклассики. Товары, которые еще в ...

Меню сайта

Макроэкономический рост

Сущность и причины экономического роста

Макроэкономическая политика государства

Инструменты макроэкономической политики государства

Корпоративная собственность в России

Понятие корпоративной собственности как экономической категории

Концепция бизнеса мехатронной системы

Характеристика мехатронной мобильной транспортной платформы

Контрактная форма оплаты труда в здравоохранении

Сущность контрактной формы оплаты труда

Экономический обзор

Все материалы

Все права принадлежат www.econmotion.ru